Карамелька | Дата: Пятница, 25.11.2011, 22:33 | Сообщение # 1 |
Пользователь
Группа: Администратор
Сообщений: 274
Репутация: 2
Статус: Нет меня
| Приминение Бобат-терапии у детей с церебральным параличом Диагноз ДЦП равносилен вынесению приговора родителям младенца. И с этого момента все свои силы и средства они направляют на то, чтобы вернуть малышу здоровье. Жизнь ребенка с церебральным параличом нередко протекает по определенному сценарию: он много времени проводит в больницах и санаториях, получает бесконечные процедуры, массаж, лечебную физкультуру. С ним занимаются логопеды и дефектологи.
"В центре внимания этого метода прежде всего находится личность пациента"
Родители ребенка часто чувствуют свою беспомощность и в основном полагаются на действия специалистов или же продолжают поиски чудодейственных средств. А что делает ребенок вне процедур? Как он живет? Каковы его желания и потребности?
Чем заняты ежедневно все дети? Они играют. Ребенок с церебральным параличом тоже испытывает потребность в игре. Но часто родители не понимают, как дать малышу эту возможность. Сколько раз приходится слышать на приеме у врача: «Он ничего не умеет». И, действительно, в амбулаторной карте обычно записано: не ходит, не сидит, голову не удерживает. Подход специалиста, занимающегося Бобат-терапией, диаметрально противоположен. Он находит именно те аспекты, которые ребенок может выполнить, т.е. работа строится, прежде всего, на его возможностях.
Бобат-терапия была создана в 40-х годах XX столетия Карлом (1906 – 1991) и Бертой (1907 – 1991) Бобат в Великобритании. Она ориентирована на потребности каждого пациента и его окружение. Это не комплекс гимнастических упражнений, а целая система специальных занятий в кругу семьи, где родители ребенка являются главными действующими лицами в проведении терапии. После тщательного обследования маленького пациента терапевт определяет, какие из двигательных нарушений на момент осмотра у него наиболее значимы, какие трудности испытывает ребенок в повседневной жизни, и определяет пути их преодоления.
Концепция Бобат-терапии базируется на двух основополагающих принципах: нейрофизиологические знания и системный взгляд на пациента и его заболевание. Из этих принципов вытекают и техники лечения. Они дают возможность ребенку самому осуществить новое движение, активируя его потенциальные возможности. Техники приспосабливаются к уровню развития ребенка, его возрасту, степени и выраженности двигательных нарушений, изменению тонуса мышц. Терапия проходит в игровой форме. Ребенок не будет выполнять какое-либо движение ради самого движения, но зато охотно потянется за яркой игрушкой. Нужно только найти стимул, который будет интересен малышу. Кроме того, терапевт выбирает для ребенка правильную позу, в которой уменьшится патологический мышечный тонус и ослабнет влияние безусловных рефлексов.
"Маленький человек с двигательными нарушениями, как и любой другой ребенок, нуждается в развитии"
В проведении Бобат-терапии широко используются гимнастические мячи, валики, качели и многие другие приспособления. Однако основное внимание уделяется предметам быта, окружающим ребенка. Зачастую для того, чтобы улучшить способность малыша контролировать движения головы и рук, достаточно поменять угол наклона сиденья его стульчика. Терапевт дает подробные рекомендации родителям, как брать на руки ребенка с повышенным тонусом, как его одевать, в каком положении кормить, чтобы эти ежедневные процедуры не превращались в трудноразрешимые проблемы, а наоборот стали терапевтическими приемами.
Бобат-терапия создает систему положений и действий для формирования у ребенка с церебральным параличом правильных поз и движений. В центре внимания этого метода прежде всего находится личность пациента. Маленький человек с двигательными нарушениями, как и любой другой ребенок, нуждается в развитии. Наша задача – открыть для него окружающий мир, подарить ему радость жизни. А для этого надо научить его жить самостоятельно. Бобат-терапия как раз и направлена на то, чтобы раскрыть имеющиеся у ребенка способности и дать ему возможность развиваться. Берта Бобат так говорила о своей терапии: «Там, где мы прилагаем свои руки, ребенок не делает ничего. Искусство состоит не в том, чтобы дать ребенку руку, а в том, чтобы в нужный момент ее убрать».
Ладоша Л. М., врач-невролог, специалист по Бобат-терапии
сайт http://osteopatia.ru/
г.Москва, ул. Большая Грузинская д.20 (м. Баррикадная, или Краснопресненская).
Тел.: (499) 254-12-29 тел./факс: (495) 254-34-11
E-mail: doktorartemov@gmail.com
|
|
| |